О психологических реакциях на смерть Навального* (внесенного в список экстремистов и террористов).
Бывают шокирующие новости, которые люди бурно обсуждают – а потом быстро забывают. Но бывает иначе, когда вслед за переменчивыми настроениями массовой аудитории, падкой на сенсации, разогрев продолжается вследствие перехода эстафеты к аудитории думающей. Она улавливает в происходящем противоречия, ищет более глубокие объяснения: что за этим стоит?
Удобный повод для включения в повестку, когда происходит очередной раскол в мнениях общества вследствие очередного обострения внутренних противоречий массы людей. В случае с Навальным протестная часть общества ищет ответ на вопрос "кто виноват", рациональная консервативная "кому выгодно", а нейтральная обывательская "когда это закончится". Для последней категории закономерен всплеск тревоги в связи с ожиданием очередных санкций и далее роста цен.
Выделим типовые реакции на событие:
1) Гнев и переживание несправедливости.
Для протестной части общества – повод для проявления протеста, предъявления претензий, обвинений властей.
Три категории людей с таким типом реакции:
а) привычно проявляющие протест как клапан для сброса собственных негативных эмоций по разным поводам (протестная невротизация);
б) имеющие много свободного времени;
в) испытывающие материальную заинтересованность.
Для одних причина протестной ангажированности - личные проблемы и трагедии, негативизм и конфликтность. Для других - повод привлечения внимания болевым точкам общества.
Как правило, бэкграундом служит история юности, канализации подросткового протеста сторонниками Навального в более ранний период времени.
Затем у «неповзрослевших» возникает синдром хронической оппозиционности как способ самоутверждения. Это возможность выразить протест внутренний, возникший вследствие недовольства жизнью по разным причинам.
2) Подвох, «в этом что-то не так».
Конспирологический или паранойяльный вариант («все подстроено»). Включая версию «на самом деле умер давно, но представили, как будто это произошло сейчас».
3) «Сакральная жертва».
Разновидность теории заговора, сюда добавляется и «демоническая улыбка вдовы».
4) Отстраненность, «меня это не касается».
Аполитичная часть общества стремится дистанцироваться и не думать об этом событии. Люди устали от собственных проблем, многие уже несколько лет живут в затяжном эмоциональном напряжении. Ранее три года тревог на почве пандемии, потом третий год тревог из-за СВО, кризиса, санкций. Следствием становятся массовые социально-стрессовые расстройства. Диагноз этот относится не столько к индивидам, сколько к обществу в целом.
5) Сопротивление любой агитации.
Каждый яркий инфоповод воспринимается как шумиха для отвлечения от реальных проблем, отсюда негативизм («оставьте мою голову в покое»). Существует большая группа людей, по мнению которых массовое политическое шоу создает проблемы для продавливания нужных кому-то решений.
6) Тревога как синергия личных и социальных проблем.
Эта реакция характерна для части населения, не являющейся протестной. Их внезапная смерть Навального затронула, но по причинам не политическим, а психологическим, поскольку вызывает резонанс на глубинном экзистенциальном уровне.
Тема смерти часто людьми вытесняется – это защитная реакция психики. Суть стратегии: не думать о проблеме, которая может коснуться и тебя. Пока не коснулась, можно делать вид, как будто ее нет. Заложенное в этой теме противоречие – и страх смерти, и неосознаваемое влечение к ней (фрейдовское мортидо). Человек без четкой гражданской позиции может избегать обсуждения вопросов политики, другое дело – то, что затрагивает личные интересы: «Политика - это про других. А вот здоровье - это про меня». Отсюда повышенный интерес к теме смерти Навального, который выходит за рамки политизированной прослойки граждан. В данном случае внутренние личные проблемы в некоторых моментах пересекаются с нагнетаемой в социуме напряженностью.
Впервые опубликовано в Телеграм-канале «НЕЗЫГАРЬ»