Когда большие детки ведут себя как маленькие, беды могут быть нешуточными

Что делать для профилактики негативных сценариев развития молодежной среды?

Как гласит народная мудрость, "маленькие детки - маленькие бедки, а большие - ..." Увы, так бывает, что дети вырастают - и новые проблемы вырастают вместе с ними. Например, проблемы, которые на языке протокола называются "агрессивное поведение несовершеннолетних". Увы, сегодня подобные проблемы на слуху, поскольку приобретают характер социальной эпидемии.

 

Какова специфика привлекшего скандальное внимание подросткового движения под названием "ЧВК Рёдан"? Помимо публичных скандалов, драк несовершеннолетних и их массовых задержаний (больше 300 человек)? И в итоге нести ответственность за агрессивные действия недорослей будут... родители? Конечно, по поводу ЧВК - это неудачная "шутка", за которую подростки поплатились. Говоря же о серьезном, скандал обнажил назревшие психологические проблемы общества.

 

молодежьная субкультура

 

Во всех подростковых субкультурах есть общий психологический механизм – группирование, связанное с самоутверждением, в процессе естественного противопоставления себя родителям и опоре на сверстников. В этом самоутверждении конечно есть становление подростка, развитие его личности. Однако оно может направляться и в деструктивное русло.

 

Важно разграничить явления молодежной субкультуры, вдохновленной фан-аниме и комиксами про пауков, и молодежную агрессию как таковую. ​ За этим с одной стороны стоит конфликт поколений и скрытый протест молодежи против поколения родителей, который теперь протекает в формате апгрейда. С другой стороны, наблюдается нарастание напряженности в обществе в целом и в частности таким образом происходит канализация агрессивно-протестных настроений молодежи. В третьих, более общим и долгосрочным явлением выступает в целом рост молодежной агрессивности в разных формах, или социальная эпидемия жестокости, получившая название «эпидемия жесть». Это дефицит эмпатии и формирования эмоционального интеллекта, как следствие ​ недостаточного взаимодействия родителей с детьми, когда первые перестают быть для вторых примером. Главным авторитетом для подростков, не находящих взаимопонимания в семье, сегодня нередко становится смартфон. ​ На фоне прогрессирующего экономического расслоения происходит также и расслоение интеллектуальное. Тогда выход из тупика недовольства жизнью подростки начинают находить в агрессии. И начинают в этом друг другу подражать, и сверстников подобными настроениями заражать.

 

Может ли таким образом​ молодежное движение может быть опасным для подростков? Конечно, такой сценарий возможен, и за примерами далеко ходить не нужно – это и собственно агрессивное поведение (например, посмотрите отзывы о ранее популярном молодежном движении «Спарта»), и криминализация молодежной среды с уклоном в уголовную псевдо-романтику (движение АУЕ).

 

Что делать для профилактики негативных сценариев развития молодежной среды? Заниматься профилактикой деструктивного поведения молодежи, создавать среду ненасильственного общения, а также развития эмоционального и психосоматического интеллекта. Проще говоря, учить спокойствию и взрослению – поскольку сегодня этим зачастую не занимаются ни семья, ни школа. Практическим опытом создания подобной поддерживающей среды мы делимся в формате дистанционного психологического клуба. Мы собираем неравнодушных и ответственных родителей, дети которых находятся в пубертатном зоне риска.

 

Задача профилактики агрессивного поведения подростков может решаться с обратной стороны. То, чего не хватило в их личностном развитый - эмпатии. Говоря точнее, эмоционального интеллекта. И восполнить этот дефицит возможно в школе, которой нет в обычном, в высшей степени среднем (и далее в весьма средней степени высшем) образовании. А именно, ШВЧ - Школе Воспитания Чувств. К сотрудничеству в этом и приглашаем ответственных родителей.