Инфобиз как социальная эпидемия: история, реальность и перспективы

Инфобиз как социальная эпидемия: история, реальность и перспективы

Вот уже несколько дней горячей темой жарких споров и разоблачений стал инфобизнес - вслед за тем как блоггеру Аязу Шабутдинову предъявили обвинение в особо крупном мошенничестве. На мой же взгляд, за этим конкретным случаем стоит неизмеримо более объемная и важная для многих людей тема - отношение к "инфобизу" в целом.

 

Приведу мнение Ольги Усковой о рассматриваемом бизнес-кейсе: "Взяв ключевой лейтмотив и схемы из стандартных калифорнийских презентаций по построению и развитию стартап-бизнесов,.. выхолостил содержание этих курсов до примитивно понятного самым малообразованным людям...​ сложные процессы объясняет в духе Карлсона, живущего на крыше."

 

И мой "разбор" (не "разборки") не про Аяза, а про инфобизнес как зеркало нашего общества в целом. Как часть многолетней, фактически хронической социальной эпидемии. Чтобы понять, откуда растут корни, нужно понять историю вопроса - как все было на старте "марафона", больше 30 лет назад, и как постепенно складывалось в процессе развития, сменявших друг друга социальных эпидемий. Итак, смотрите в корень:

 

1. Вначале была социальная эпидемия финансовых пирамид, начало 90-х: МММ, Властилина, Русский дом Селенга, Хопер-инвест и иже с ними. Здесь продавали... воздух. Помните? Смутное новое время, когда вся страна стала жить "по понятиям". И эпидемия экономического выживания и обмана. Одни хотели спасти свои деньги от обесценивания. Другим просто нечего было есть. Круг партнеров Лени Голубкова, перелетающих из тени в свет и обратно, невообразимо расширился за счет подражателей.

 

2. На смену МММ начиная с середины 90-х пришла эпидемия МЛМ. Здесь начали продавать не воздух, а товары для массового потребления. Однако, были в приземлении этого бизнеса, взлетевшего на российской почве, поначалу разнообразные эксцессы, пока сетевой бизнес не перевели в цивилизованное русло в формате организаций прямых продаж.

 

3. Новая эпидемическая волна в начале нулевых перешла на креативные профессии - эпидемия пользовательского контента и копипастинга под девизом: "Продай чужое творчество, как своё".

 

4. Затем распространилась эпидемия поп-психологии под прикрытием НЛП и других массовых волн "новой психотерапии". Когда прежние пациенты психотерапевтов начали сами играть в психотерапевтов (правда, пользуясь косвенной "индульгенцией" Милтона).

 

5. С 2010 года началась социальная эпидемия "Бизнес-молодости", продолжавшаяся почти десятилетие. Фактически, это было начало эпидемии инфобизнеса: заплатил деньги за информацию, как за обучение? Теперь можешь ее продать и вернуть вложенные деньги с прибылью (если повезет - конечно, везло тем, кто находился у истока инфопирамиды).

 

6. В 2020 (плюс-минус 3 года) прошел расцвет социальной эпидемии инфопродюсерства, то есть продажи скороспелых электронных учебных курсов (будь то обучение маникюру, плетению африканских косичек, стрижке домашних животных и прочая).

 

7. Сейчас в разгаре эпидемия "наставничества" (в кавычках, в отличие от настоящего наставничества) - будьте осторожны!

 

В новые смутные времена мы фактически наблюдаем деятельность проектов под общим названием - ОПГ "Инфобиз", где одни люди с инстаграммным энтузиазмом "успешного успеха" пытаются строить персональное лучшее будущее за счет невезучих или просто обманутых. Строить Общество взаимного обмана 2.0?

 

Видимо, приходит и время для создания Общества защиты потребителей - защиты от инфобизнеса? Согласны? Готовы поддержать? Будут законодательные инициативы - будут и ясные перспективы.