ПСИХОСОМАТИКА: state-of-art, или современный системный подход
Для определения термина «Психосоматика» надо начать с того, что существуют три разных подхода к пониманию психосоматики. Один подход — медицинский, другой — психологический, третий — комплексный. По мере расширения моей профессиональной практики, менялось и мое понимание этой проблематики. Сначала я работал врачом, а потом примкнул к дружественному сообществу психологов. Поэтому обязан рассматривать этот термин с разных сторон.
С точки зрения медицинской, психосоматика — это понимание, описание механизмов того, как эмоциональное состояние человека влияет на возникновение и протекание болезней. Медицинская психосоматика — именно про болезни.
С точки зрения психологической, понимание психосоматики шире. В этом смысле психосоматика отражает взаимосвязь эмоций и тела, то, как именно разнообразные желания отражаются в телесном состоянии.
В то же время и в медицинском, и в психологическом понимании есть главное, что их объединяет. Это понимание неразрывной связи мозга и психики. И практический аспект этого понимания очевиден. Это означает, что влияя на состояние мозга, мы можем влиять на то, как решаются, перерабатываются как психологические проблемы, так и разнообразные телесные симптомы. Конечно же, в ряде случаев человек обращается за помощью при подобных проблемах к врачу, это один вариант, в других случаях он обращается к психологу. А то, чем лично я занимаюсь — сочетание одного с другим.
Нередко возникают ситуации, когда человек, имеющий проблему со здоровьем, сначала обращается к врачу, проходит разнообразные обследования, к нему примеряют разные диагнозы, но когда оказывается, что несмотря на добросовестные обследования, существенных отклонений в состоянии здоровья не обнаруживается, то врач обычно говорит: «Видимо, это психосоматика» - и отправляет за помощью к психологу. Так человек попадает ко мне.
Сейчас наиболее актуальные психосоматические заболевания — это все те заболевания, когда мы говорим про телесные их проявления, и которые обостряются под влиянием длительного стресса. По медицинскому пониманию, это «Locus minoris resistentiae» — место наименьшего сопротивления, где болезнь укореняется. А в моменты сильных переживаний и серьезных жизненных проблем болезни имеют свойство обостряться. Многие люди еще не осознали полностью, насколько их проблемы являются психосоматическими, но они задумываются об этом гораздо чаще, чем раньше, и во время социальных кризисов и напряжений все больше клиентов начинает находить взаимосвязь стрессового состояния с обострением заболевания, и ищет разрешения ситуации без лекарств.
Психосоматический подход не является панацеей, но способен улучшить качество жизни. И потому важно представить все 3 подхода к психосоматике.
Первый — клинический, где негативные эмоции играют заметную роль в проявлениях болезни. В первую очередь, это те заболевания, которые входят в так называемую «большую Чикагскую семерку» (по Александеру): язвенный колит, артериальная гипертензия, бронхиальная астма, гиперфункция щитовидной железы, нейродермит, ревматоидный артрит, язва желудка и двенадцатиперстной кишки. Далее можно было бы привести длинный список более редких заболеваний. Это «зона наименьшего сопротивления», уязвимое звено, в котором возникает обострение болезни.
Второй аспект психосоматики — психологический, когда эмоции проявляются в виде тревоги, страха, раздражения, депрессии. Здесь и проблемы отношений, семьи, бизнеса, профессиональной деятельности.
Я же практикую третий, системный подход к пониманию психосоматических проблем, который объединяет и клинический, и психологический, с добавлением нового качества. Таковы сегодня «три источника и три составные части» психосоматики.
Есть и пограничные проблемные области. Между медицинским и психологическим подходом есть еще и нарушение сна, как раннее проявление глубинных психологических и соматических проблем. Между HR-тематикой и медицинской лежит проблема профессионального выгорания. Отражение психосоматики находим и в проблемах успешности, карьеры, построения семьи, вопросах мировоззрения и отношения к жизни.
Во всех случаях понимание того, как проблемы и болезни устроены, является первым шагом в помощи решения этих проблем. Дальнейшие шаги исходят из понимания базового принципа психосоматики «помоги себе сам». Работа психотерапевта заключается в том, чтобы помочь человеку сначала понять проблему, а потом научиться управлять собственным организмом, как телесным состоянием, так и эмоциональным. И тогда принцип «помоги себе сам» реализуется на практике.
Если говорить про практические шаги в решении психосоматических проблем, то на первое место надо поставить два аспекта.
Во-первых, постоянное наблюдение своего физического самочувствия и психосоматический аудит. Т.е. наблюдение того, как разнообразные ситуации, информационные события влияют на самочувствие. Это означает начать с простых вещей, например, завести дневник самочувствия, в котором можно не описывать подробно события, философия и лирика здесь также не важны, главное — день за днем кратко фиксировать возникновение дискомфортных телесных ощущений и их повторяемость. И в какие моменты, при каких переживаниях неприятные симптомы проявлялись. Это наблюдение себя — или за собой — играет все более важную роль по мере того, как человек начинает понимать, насколько его болезненные симптомы связаны с негативными переживаниями. То есть насколько он сам невольно, подсознательно активно создает недуг. И в прямом смысле становится творцом своей болезни.
Шаг номер два — неспецифический. То, что мы можем делать во всех случаях без исключения: научиться релаксации. И здесь возникает важный вопрос, а что же такое «релаксация»? С точки зрения психосоматики мы не обсуждаем тонкие душевные переживания, а говорим об их телесных проявлениях. И здесь релаксация понимается как совокупность объективных процессов, протекающих в организме человеке, не только в мозге, но и системно — во всем организме. Это универсальная реакция релаксации, которая на физиологическом уровне (сердечно-сосудистом, дыхательном, гормональном и т.д.) нейтрализует стресс.
К сожалению, так сложилась психологическая культура современного общества, что люди одновременно знают и не знают про стресс. Нет человека, который бы не слышал о стрессе, но на самом деле многие не знают историю возникновения представлений о стрессовой реакции. Про стресс говорят много, но не рассказывают про универсальное средство от стресса — реакцию релаксации, которая нейтрализует стресс. И стресс, и релаксация — это природные механизмы, которые запрограммированы в нашем организме. И если реакция стресса возникает автоматически, то реакцию релаксации нужно учиться использовать и применять, учиться включать и выключать определенные эмоциональные состояния. Правильно было бы, если бы учили этому детей с детства, начиная со средней школы.
Говоря о психосоматике, мы говорим и о психосоматическом интеллекте! Многие знают про эмоциональный интеллект, рядом же стоит психосоматический интеллект, т.е. знание и умение человека правильно использовать собственный организм. К сожалению, этому обычно не учат. Нет системного «руководства пользователя организма человека», фрагменты необходимых знаний рассеяны в медицинской, психологической, спортивной, валеологической литературе. Правильно было бы, если бы основам психосоматики учили еще с дошкольного возраста. Я для этого выпустил бесплатное мобильное приложение re.ТРИ — Релаксация и сон, Вы можете найти его в интернете.
О тревоге и ее влиянии на организм… Говоря про тревогу, люди нередко смешивают несколько разные вещи. Во-первых, есть понятие «тревожности» как свойства характера человека, бывают более тревожные люди и менее тревожные. Во-вторых, есть «тревога» как болезненное проявление, как душевный дискомфорт и это такое состояние, когда человек беспокоится, испытывает некоторое смутное беспокойство, но он не понимает его причины. Даже когда есть события, которыми можно объяснить тревогу, конкретные варианты проживания переживаний всегда индивидуальны. Тревога — неопределенное беспокойство. В тех случаях, когда беспокойство локализуется и проявляется конкретными страхами, это уже не тревога, а «страх». Повторяющиеся страхи — это фобии, которых в результате социальных стрессов становится больше. Когда мы имеем дело с фобиями, со страхами, то в этих случаях нужна систематическая психотерапия. И здесь много вариантов, в которых надо разбираться. Очень часто это социофобия, агорафобия и прочее. Когда же речь идет о тревоге, то она не специфична. И здесь уместен универсальный подход.
Практика.
Вспомните сейчас какие-то тревожные события, просто подумайте об этом, проговаривая свои самые беспокойные мысли. Обратите внимание, как ваша неопределенность становится очевидной и конкретной. Вербализация и конкретизация неопределённости, тревоги — это первые шаги к ее преодолению и профилактике дальнейших ее телесных проявлений. Следующий шаг — описать ощущения в теле, т.е. что произошло в теле, когда вы более конкретно и определенно подумали о своих проблемных ситуациях.
Причины психосоматических заболеваний у детей.
Источником детских психосоматических проблем у детей является семья, поскольку психосоматические проблемы ребенка — отражение проблем семьи. Иногда это — семейные конфликты, например, между папой и мамой, между мамой и бабушками. Ребенок является невольным участником этих конфликтов, более того, здесь работает всем известный механизм вторичной выгоды (неосознаваемый), когда ребенок начинает болеть, испытывать дискомфорт, ребенок страдает. Но это страдание ребенка отвлекает взрослых от семейных проблем, иногда даже на какое-то время может их останавливать, т.к. родители переключают внимание на состояние здоровья ребенка. И, к сожалению, срабатывает психологическая ловушка: когда ребенку плохо, то взрослые перестают ссориться, и тогда он начинает снова и снова проживать неприятные болезненные симптомы. И поэтому для решения детских проблем, в первую очередь, надо заниматься с мамой, а потом с другими членами семьи (в силу близкого эмоционального контакта).
И когда удастся разобраться с мамиными или бабушкиными проблемами, и желательно еще, чтобы мамы и бабушки начали использовать саморегуляцию, т.е. релаксацию — буквально ежедневно, самостоятельно, и вести дневник самочувствия, вот тогда намного быстрее приходит системное понимание, откуда возникает проблема. И когда взрослые члены семьи находят способ успокаивать себя, сохранять внутренний эмоциональный баланс, оставаться действительно взрослыми, не перенося собственные проблемы на ребенка — тогда и он меньше болеет.
Многие проблемы, особенно это применимо к аллергическим заболеваниям у детей и к проблемам с органами дыхания, включая бронхиальную астму, также к кожным заболеваниям (многие из них имеют аллергическую основу), начинают отступать, как только взрослые становятся более спокойными.
Приведу пример. Вспомните свое детство, когда детей кормили с ложечки и приговаривали: «Ложечка за маму, ложечка за бабушку». Вот представьте, пожалуйста, что вы кормите ребенка негативными эмоциями, стрессами, и он болеет за вас. Ребенок болеет за маму, за папу, за прочих родственников. И это понимание отрезвляет, пусть это — один шаг, но он важный, чтобы взрослые люди взяли на себя ответственность за психосоматические проблемы своего ребенка. Очень часто не врач в белом халате, который выпишет очередной рецепт, а правильный эмоциональный фон и настрой в семье, помогут решить проблемы детского здоровья.
Если говорить про психосоматические расстройства, связанные со стрессами, наблюдается усиление психосоматических симптомов, связанных с переживанием чувств вины и стыда. И здесь нужно подчеркнуть актуальность представлений про ложный стыд, внушенное чувство вины. На самом деле, когда происходит нечто неприятное, трагическое, и люди от этого страдают, то больше всего переживают и болеют не те люди, которые являлись действительными участниками событий или виновниками трагических событий. Больше всего переживают люди, у которых есть разнообразные комплексы — и которых научили в детстве чувствовать вину за то, в чем они не виноваты, и стыдиться того, в чем нет никакой их роли.
Важно сказать самому себе, что не несешь ответственность за некоторые явления, сохранять собственное здоровье, чтобы позаботиться о себе, о своих близких, вместо того чтобы переживать стыд или чувство вины. Важно уметь конвертировать чувство вины и стыда, которые часто лишь разрушают здоровье и мешают принятию правильных решений, трансформировать эти негативные переживания в полезные практические действия на основе здравомыслия и реалистичного взгляда на жизнь. В психосоматическом понимании это означает умение постоянно оставаться во взрослом состоянии, не впадая в детство — переживания страха или тревоги, паники, беспомощности, одиночества, зависимости… Для этого психосоматический подход Ретри и помогает «повзрослеть».
И главное, практическое понимание психосоматики строится на живой обратной связи. Появляются вопросы — пишите!