Марк Сандомирский. Социальная и социомедийная психотерапия
Лекция М.Е. Сандомирского, д.пс.н., к.м.н., психотерапевта Европейского реестра, член Общероссийского совета по психотерапии.
Что такое социальная психотерапия? Существуют несколько различных подходов к её определению в западной школе и в отечественной.
В работах западных авторов под социальной психотерапией понимается, в первую очередь, такая психологическая помощь, такая психотерапия, которая направлена на изменение социального поведения человека, если в каких-то аспектах он ведёт себя неправильно с точки зрения общества.
Например, это работа с трудными подростками с отклоняющимся поведением. Или работа с людьми, которые не адаптированы к жизни, и помощь им в том, чтобы справляться с различными жизненными ситуациями.
Но для нашей страны, нашего общества и нашей школы психотерапии представление о социальной психотерапии заметно шире. Таковы сформировавшиеся еще в советское время традиции, так повелось в отечественной медицине, девизами которой были, в том числе, психологическая профилактика и психологическая гигиена.
И, соответственно более широкому представлению, социальная психотерапия помогает людям решать личные проблемы, возникновение которых так или иначе связано с проблемами социального порядка.
Это актуально, поскольку, как мы понимаем, огромное количество возникающих у людей психологических проблем вытекает из тех или иных проблемных сторон социальных отношений, из их несовершенства. Проблемы общества отражаются в психологических проблемах его граждан.
Это означает, что работа любого психотерапевта или практического психолога так или иначе уже включает в себя аспекты социальной психотерапии. И для общества социальная психотерапия важна тем, что она даёт потенциальную возможность, помогая отдельным людям в решении их личных проблем, при определённой организации такой помощи работать над решением социально-психологических проблем общества в целом.
Надо ещё подчеркнуть, что когда социальная психотерапия выходит за рамки отдельно взятого медицинского или психологического кабинета или отдельно взятого медицинского учреждения или психологического центра, то она может осуществляться в массовом порядке. Один из видов социальной психотерапии – это массовая психологическая помощь населению.
Каким образом она может осуществляться? Раньше это было принято осуществлять с помощью СМИ, и возник даже термин «медиа-психотерапия» - это всё, что связано с телевидением, радио, прессой. А также с литературой, издаваемой массовыми тиражами, где так или иначе рассматриваются вопросы телесного и душевного здоровья людей в их взаимосвязи, даются рекомендации, советы, обсуждаются практические способы решения различных психологических и психосоматических проблем.
Со многими образцами медийной психотерапии мы, конечно же, хорошо знакомы, начиная с цикла пионерских в данном жанре телевизионных передач с участием доктора Курпатова. Много есть ещё достойных образцов, продолживших его эстафету. Однако сегодня этот подход использования для массовой психологической помощи средств массовой информации начинает несколько устаревать. Устаревать не психологически, а технологически.
Почему? В первую очередь потому, что меняются сами СМИ, и на смену традиционным СМИ приходит Интернет. В интернет-пространстве изначально заметную роль играет содержание (контент) психологического характера. И немало людей обращаются к Интернету с надеждой получить помощь, консультацию, совет и поддержку в решении своих психологических проблем. А внутри сформировавшегося большого направления интернет-психотерапии сегодня наиболее актуальной является социомедийная психотерапия.
Что же это такое? Социомедийная психотерапия - такая разновидность психотерапии в Интернете, которая использует социальные медиа: социальные сети, блоги и тому подобные интернет-площадки для общения людей. Именно на них наиболее эффективно и может происходить общение психологов и психотерапевтов с теми людьми, которым необходима помощь.
Важно подчеркнуть, что растущая популярность интернет- и социомедийной психотерапии связаны с тем, что постепенно происходит переход от узкомедицинского представления о психотерапии, где человек, которому помощь необходима, именуется пациентом, к более широкому.
Вы помните, что пациент – это от латинского patiens - «терпящий», по сути, человек, который пассивно ведёт себя в отношении каких-то актуальных проблем и надеется получить помощь извне. Кто-то в лице психотерапевта ему поможет эти проблемы решить - но сам страждущий относится к решению своих проблем в значительной мере пассивно.
Иной подход, возникающий постепенно в социальной практике - активный подход человека к решению психологических проблем, с которыми он сталкивается. И этот активно-деятельный подход реализуется в таких направлениях психотерапии, как психологическая самопомощь.
Здесь психотерапевт выполняет роль учителя или инструктора, который обучает человека, как нужно действовать, что нужно делать для решения проблем, а дальше тот, вооружённый необходимыми инструментами работы над собой, психологическими технологиям, самостоятельно эти проблемы решает.
Но это не только психологическая самопомощь, а ещё и (что особенно актуально в условиях нашей страны и общества) психологическая взаимопомощь. Психологическая самопомощь в основном – процесс индивидуальный, он достаточно популярен на Западе, оттуда и пришёл к нам.
А вот коллективная форма психологической помощи, которую можно назвать взаимопомощью – это очень эффективно, как показывает практика, именно в условиях нашей страны.
И здесь Интернет оказывается важным инструментом, который помогает организовать группу людей с однородными проблемами, людей, которым помощь психологическая и психотерапевтическая необходима, создать терапевтические сообщества. В них, благодаря механизму взаимопомощи, решение различных психологических и психосоматических проблем может протекать заметно более эффективно, чем в традиционных форматах.
Когда мы говорим о том, что социальная психотерапия в целом для нашего общества важна и необходима, это содержит в себе и констатацию факта, что, к сожалению, наше общество в целом нельзя признать абсолютно здоровым с социально-психологической точки зрения.
Конечно же, обществу, в отличие от человека, не принято ставить психиатрический или психологический диагноз в прямом смысле. Но, тем не менее, здесь можно провести определённые параллели. Можно говорить о том, что наше общество на современном этапе развития явно находится в состоянии социально-стрессового расстройства, сравнительно с тем, как бывает у отдельно взятого человека, это такое донозологическое, предболезненное состояние.
И, к сожалению, тенденции, динамика развития общества такова, что недалеко до следующего этапа – уже клинического расстройства. Применительно к отдельно взятому человеку подобное расстройство называется нарушением социально-психологической адаптации.
Ведь что реально в нашем обществе происходит в отношении общественного здоровья? Особенно в тех сферах, которые соприкасаются с душевным здоровьем общества?
Вы знаете, что на протяжении длительного времени в нашей стране существует негативная демографическая ситуация. Демографы называют эту ситуацию «русский крест», то есть, преобладание убыли населения над рождаемостью, приводящее к постепенной депопуляции – уменьшению численности населения России.
Конечно, много мер предпринимается, чтобы эту проблему решить. И за последние годы динамика снижения численности населения замедлилась. Но, тем не менее, последняя перепись населения 2010 года свидетельствует, что за 8 лет с 2002 года по 2010 год количество жителей России сократилось на 2 с лишним миллиона человек.
Существуют в обществе очень острые и актуальные, нерешённые проблемы, связанные с болезненными зависимостями (наркомания, алкоголизм), уровнем суицидов, кризисом семьи как социального института. И другие проблемы, приводящие в конечном счёте к тому, что западные исследователи называют российским демографическим кризисом.
Известный западный автор Н. Эберштадт в книге, которая так и называется «Демографический кризис в России в мирное время», говорит о том, что это кризис всеобъемлющий, кризис человеческих ресурсов нашей страны. Российский кризис сравнивается с состоянием общества, которое перенесло тяжёлую войну, массовые человеческие потери, и только начинает от этой войны и этих потерь восстанавливаться.
Очень хорошо сформулирована важная мысль о состоянии нашего общества в работе петербургского психолога М.А. Коноваловой, которая пишет: «Высочайшая смертность среди взрослого трудоспособного населения России связана не с физическими страданиями, а с неспособностью справляться с жизненными трудностями и невозможностью получения помощи».
Во многом причинами сложившейся плачевной ситуации являются не экономические показатели, не социальные обстоятельства, а именно психологические – но, конечно, коренящиеся также в культуре и традициях общества. Вот почему для решения упомянутых проблем на уровне общества в целом социальная психотерапия безусловно необходима и даже жизненно важна.
Когда мы говорим о психотерапии и социальной психотерапии в узком смысле, как помощи людям, страдающим теми или иными душевными расстройствами, в первую очередь такими расстройствами, которые относятся к непсихотическим, которые выходят за рамки психиатрической помощи, здесь помощь может оказываться как врачами-психотерапевтами, так и врачами-психологами.
Оценки распространённости подобных расстройств среди населения нашей страны колеблются от 30 процентов по оценке Т.Б. Дмитриевой до 50 с лишним процентов по оценке В.Я. Гиндикина. Значительная часть таких душевных расстройств протекает в телесной форме в виде так называемых соматоформных и соматизированнных расстройств, когда людей беспокоят не столько, как им кажется, психологические проблемы, сколько нарушения физического здоровья, на самом деле являющиеся следствием нерешённых психологических проблем.
Понятно, что такие пациенты в основном обращаются не врачам-психотерапевтам, а в обычную лечебную сеть к врачам-терапевтам, неврологам и т.п. По разным оценкам, подобного рода проблемы, психосоматические и психосоматизированные расстройства, имеют от 30 до 40 процентов людей, обращающихся в поликлиники, и от 20 до 30 процентов получающих стационарную медицинскую помощь.
Вот почему социальная психотерапия, направленная на работу с такими проблемами, оказывается актуальной и в плане общей организации медицинской помощи населению нашей страны.
Надо учесть ещё важную закономерность – рост распространенности депрессивных расстройств. По прогнозам ВОЗ, к 2020 году именно депрессия по распространённости среди всех заболеваний выйдет на первое место. И ожидается, что она же начнёт играть одну из ведущих ролей среди причин смертности.
Депрессия - это такая питательная почва, на которой пышным цветом расцветают и приобретают неблагоприятное течение всевозможные телесные недуги.
Сюда же надо добавить то, что в нашем обществе в последние годы особенно заметно протекают разного рода «социальные эпидемии» (в терминологии А.Л. Каткова), связанные как с распространением болезненных зависимостей, так и с распространением разного рода антисоциальных явлений, от деятельности деструктивных сект до терроризма.
И в целом оказывается, что если потребность в собственно психотерапевтической помощи по разным оценкам (в частности З.И. Кекелидзе) составляет около 25 процентов населения нашей страны, то в более широком плане, когда мы вспоминаем, что и среди телесных недугов 30-40 процентов занимают те, что связаны с психологическими факторами, эту цифру можно удвоить.
А в чём же причины такого тяжёлого положения в обществе? Надо признать, что среди психологических проблем, которые к этому приводят, есть как глобальные, с которыми сталкивается не только наша страна, но и все развитые страны, так и наши специфические отечественные социально-психологические проблемы.
К числу глобальных проблем, являющихся предпосылками нарушения психического здоровья общества, в первую очередь относится изменение характера социальных связей, разобщённость, которая приобретает в социуме всё большее распространение, или так называемая атомизация общества. Чем дальше, тем больше каждый человек пытается жить, думая, что он живёт сам по себе.
Конечно же, это неестественно как для психологической, так и для биологической природы человека. Ведь самой природой в процессе эволюции мы приспособлены не для индивидуалистического, а для коллективного выживания в природной среде.
С этой точки зрения современный социум, особенно западного типа, не соответствует нашему душевному устройству. И это уже становится предпосылкой к формированию различных психологических проблем.
Сюда же надо добавить то, что мы уже упоминали, говоря о кризисе семьи как социального института. Главным последствием становится нарушение детско-родительских отношений. Усиливается, казалось бы, извечный конфликт между поколениями отцов и детей.
Сегодня мы переходим к такому обществу, а Запад уже в таком обществе живёт – в префигуративном – в котором не люди старшего возраста учат молодёжь, а, наоборот, молодёжь становится для тех, кто старше, источником знаний о том, как надо действовать в разных жизненных ситуациях.
И таким образом оказывается, что традиционная для человеческого общества цепочка социального наследования, передачи информации от родителей к детям о том, как надо жить правильно, прерывается. Жизненный опыт представителей старшего поколения обесценивается.
А это очень больно рикошетом бьёт и по поколению родителей, и по поколению детей, вызывая массу психологических проблем. Я думаю, что в вашей практической работе это одна из главных проблем, с которыми вы сталкиваетесь.
Ещё одна глобальная социально-психологическая проблема связана с нарушением общения людей, с дефицитом искренней, непосредственной эмоциональной коммуникации. В современном обществе очень часто человек живёт в состоянии так называемого публичного одиночества.
С одной стороны, вокруг него много других людей, постоянно происходит какое-то общение. Но это общение формальное, механическое, бездушное. И парадоксальна ситуация: находясь среди большого количества людей, индивид испытывает внутреннее глубинное одиночество. Ему не с кем поделиться личными проблемами, не у кого получить искреннего сочувствия, душевной поддержки.
И наконец, ещё одна глобальная, очевидно, неизбежная проблема, которая в сегодняшнем информационном обществе особенно возникает – это информационная перегруженность, влияющая на людей через СМИ и даже через Интернет, создающая агрессивную информационную среду, в которой человек постоянно соприкасается с новостной и прочей информацией о разного рода бедствиях, катаклизмах, о том, что всё плохо, а будет ещё хуже.
Многочисленные исследования (в частности Ю.И. Полищука) показывают, что агрессивная информационная среда негативно воздействует на душевное здоровье.
Но кроме этих глобальных и, к сожалению, неизбежных проблем, про которые можно говорить лишь о том, чтобы как-то их смягчать, как-то к ним приспосабливаться, есть ещё наши специфические российские проблемы.
Первая из них – так называемая эпидемия иррациональности. Психологическая эпидемия, иными словами – оживление в массовом сознании нелогичных, иррациональных мифологических механизмов мышления.
Почему это происходит? Потому что в силу существующей уже много лет социальной неопределённости многие люди теряются в смысле того, что будет в их жизни завтра. Не столько в их личной жизни, сколько в жизни общества в целом. Неопределённость сама по себе является одним из самых мощных факторов стресса.
И когда рациональное, логическое мышление не может дать человеку ответ на вопросы о сценарии завтрашнего дня, о дальнейших жизненных перспективах, тогда происходит оживление более древнего, примитивного, нелогического, мифологического мышления, иррационального по своей природе. А это становится зачастую источником многих психологических проблем.
То, как сегодня это происходит сегодня в нашем обществе, напоминает то, что происходило когда-то в Европе в прошлом веке в 30-е годы (здесь я сошлюсь на работу Вильгельма Райха об иррациональности масс) и привело, как вы знаете, к глобальным катастрофическим последствиям.
Следующая большая проблема именно нашего общества, нашей ментальности, связана с тем, что после слома прежней социальной системы на рубеже 80-х годов от одних социально-культурных стереотипов мы ушли, а к другим на самом деле так и не пришли.
В нашем обществе человеческая разобщённость приводит к тому, что люди не осознают своей принадлежности к чему-то общему, не осознают своей коллективной идентичности, не чувствуют себя членами общества. Не сформирована для них референтная социальная группа. Нет таких авторитетов, на которые можно опереться в принятии важных жизненных решений. И это делает человека, конечно же, и социально менее защищённым, и психологически более уязвимым по отношению к различным жизненным стрессам.
Следующая важная проблема связана с тем, что ещё и личностные ценности разрушаются. Привычные для нас жизненные ценности во многом девальвировались. Многие люди, особенно молодёжь, оказываются в ситуации, когда критерии планирования жизни, построения жизненного сценария, жизненного пути размыты или отсутствуют. Личностный жизненный смысл при этом в недостаточной степени осознаётся.
В решении всех этих острых социально-психологических проблем важную роль может сыграть социальная психотерапия. И в формате интернет-психотерапии она может это делать более эффективно. Здесь мы переходим уже к психотерапии социомедийной.
Но почему мы утверждаем, что это именно так? Собственно, что принципиально нового даёт для психотерапии Интернет, кроме возможности какие-то мысли, какую-то информацию распространять на большую аудиторию?
Дело в том, что принципиальным отличием социомедийной психотерапии от терапии традиционной является то, что она протекает в сформировавшихся сетевых сообществах. И благодаря этому задействует, использует многочисленные очень важные психологические механизмы.
В самом деле, когда человек оказывается включённым в некоторое сообщество, пусть даже заочно функционирующее, существующее в Интернете, сообщество виртуальное, то у него возникает важный психологический ресурс аффилиации, принадлежности к этому сообществу. Он стремится к участию в сообществе, для него это значимо. Сообщество становится для него авторитетом, подсказчиком, помощником.
Кроме того, возникает ещё один мотив – признание, достижение некоторого личного статуса в сложившемся сообществе. Быть принятым, но, кроме того, ещё и быть замеченным другими людьми. И это стремление – важный ресурс. Точно такие же ресурсы, как те, которые используются в традиционной групповой психотерапии.
К этому надо добавить, что общение людей в сообществах, даже заочное общение в Интернете, всегда достаточно эмоционально и позволяет хотя бы частично восполнить, компенсировать тот дефицит эмоционального, искреннего общения, о котором мы с вами уже говорили как об источнике многих психических проблем.
Здесь возникает возможность получить психологическую поддержку, во-первых, напрямую, как одобрение или сочувствие от участников интернет-сообщества, рассказывая о своих жизненных проблемах, о своих переживаниях, делясь ими. Причем заочно в сети это сделать даже легче. Эффект искренности в Интернете получить гораздо легче.
Человек ещё получает и поддержку косвенную, когда он сталкивается с тем, что и у других людей, оказывается, похожие проблемы существуют. Он не одинок в своих жизненных трудностях. Его жизненная ситуация не уникальна. И раз другие люди с этим справляются и находят способы, как с этим справиться лучше, значит, и он это может сделать.
И эти важнейшие ресурсы – тоже такие же, как использующиеся в традиционной офлайновой психотерапии. Вот почему оказывается, что вообще само по себе общение людей в Интернете, протекающее в группах, уже косвенно несёт в себе элементы социальной психотерапии, помогает людям приспосабливаться к проблемам сегодняшней жизни.
Вот почему общение в Интернете сегодня столь популярно. Это такая универсальная, глобальная, коллективная психическая защита, происходящая благодаря Интернету и с его помощью.
Здесь необходимо несколько слов сказать о том, а что же собственно происходит с самим Интернетом, который даёт для психотерапии новые возможности? Ведь сам Интернет в значительной мере меняется, количественно и качественно.
Количественно – это довольно заметный рост числа пользователей Интернета. Если год назад в мире насчитывалось примерно 1,5 млрд интернет-пользователей, то сегодня их число доходит до 2 млрд человек. А в нашей стране на конец прошлого года было почти 43 млн интернет-пользователей. Но надо подчеркнуть, что этот количественный рост сопровождался и качественным ростом.
В последние годы очень быстро идёт рост числа людей, пользующихся мобильным Интернетом, по большей мере это молодёжь и подростки. Количество таких интернет-пользователей в России за последние 5 лет выросло в 4 раза. И сегодня 20 млн в нашей стране пользуются Интернетом практически ежедневно. Можно сказать, что отчасти они в Интернете уже и живут.
И значит, для того чтобы с ними встретиться, чтобы дать им то, в чём они нуждаются, говоря о психотерапии и психологической помощи, встречаться с ними нужно там, где их можно застать. Именно в Интернете.
Следующий важный тренд, важная закономерность изменения самого Интернета связана с так называемой социомедийной революцией. Да, конечно, применительно к разным социокультурным явлениям принято произносить слово «революция». Это даже стало общим местом с тех пор, как появилось выражение «культурная революция».
Но сегодня происходит действительно бурный, опережающий рост числа пользователей социальных медиа (социальных сетей и блогов), увеличение их доли среди всех пользователей Интернета. К тому же люди всё больше времени проводят в Интернете именно в этих социальных медиа. Такая динамика заставляет говорить о том, что этот процесс можно рассматривать не иначе как своего рода технологическую и даже отчасти психологическую революцию в Интернете.
На сегодня главными «дирижёрами» того, что в Интернете происходит, становятся не поисковые сервисы, наподобие всем известного Яндекса или Google, не сервисы почтовые, наподобие Mail.ru, а именно социальные сети наподобие Facebook, блоги наподобие LiveJournal, микроблоги наподобие Twitter.
Сегодня социальные медиа в Интернете вытесняют традиционные средства массовой информации. А в обществе в целом они становятся более авторитетными, чем традиционные средства информации.
Это даже удивительно, что именно наши с вами сограждане, жители России, по количеству часов, еженедельно проводимых в социальных медиа в Интернете, занимают первое место в Европе и второе место в мире. Гордиться этим не стоит - наоборот, это выражение определённого рода проблем, но такова реальность.
В нашем обществе огромная часть людей, которая регулярно пользуется Интернетом, значительную часть этого времени проводит в социальных сетях и блогах. Первое место по данным прошлого года занимал Израиль – страна маленькая, но очень компьютеризированная.
В Америке точно так же социальные сети популярны. Там происходит очень интересное явление. Сегодня количество пользователей социальных сетей в Америке прирастает наиболее быстро и динамично не за счёт молодёжи, а за счёт женщин в возрасте старше 60 лет. Это бабушки, которых внуки и внучки обучают пользоваться Интернетом. Так что Интернету все возрасты покорны.
Именно эта социомедийная революция меняет не только Интернет и привычные способы пользования Интернетом - она меняет и общество в целом. Давайте задумаемся: что первым делом приходит в голову, когда мы произносим слово «Интернет»?
Это много компьютеров, линии связи, модемы, передатчики, а в памяти компьютеров огромное количество информации. Но на самом деле правильно сказать, что Интернет - это сотни миллионов, миллиарды людей, которые находятся у экранов компьютеров, некоторые чуть ли не круглосуточно.
Это огромное количество людей, которые связаны друг с другом при помощи Интернета, и притом их связи, несмотря на то, что они виртуальные, оказываются очень устойчивыми. Фактически в Интернете складывается параллельное социомедийное общество. И в нашей стране оно точно также складывается. Это становится нормой жизни.
Возникает противоречивая ситуация, когда, с одной стороны, некоторые психологи и психотерапевты испытывают сложности и трудности с тем, чтобы найти удобные способы взаимодействия с пациентами. Даже заводя сайты в Интернете, пытаясь их продвигать, они сталкиваются с тем, что это очень трудно сделать. Трудно привлечь к себе внимание, даже занимаясь такой важной деятельностью, как помощь людям.
Оказывается, просто-напросто нужно искать людей в Интернете в тех местах, где они действительно находятся. А по большей части они находятся именно в социальных медиа. И, соответственно, практическими рекомендациями для психотерапевтов и для психологов является преимущественное развитие социомедийной психотерапии.
Это означает: как можно больше работать, представлять себя, общаться с людьми именно в социальных сетях и блогах. Благодаря тому, что в Интернете нет территориальных, географических границ, это автоматически делает более доступной психологическую помощь для огромного количества людей. Для всех русскоязычных пользователей Интернета, живущих не только в нашей стране, но и за рубежом.
Кроме того, это позволяет коллегам-психологам и врачам общаться друг с другом и тем обеспечивать более высокий профессиональный уровень психотерапии, психологической помощи. Общими усилиями практикующих специалистов через социальные медиа осуществляется популяризация психотерапии в целом.
Это очень важно для нашего общества, чтобы преодолеть ещё существующие остатки психостигматизации, боязни всего того, что связано со словом «психо-». Вы понимаете, откуда происходят корни подобных социальных стереотипов.
Наконец, сегодня в нашей российской реальности Интернет, и особенно социальные сети, становятся ещё организующим механизмом. Общение людей в социальных медиа протекает не только заочно. Начав заочно общаться, постепенно они приходят к тому, чтобы встречаться в живой среде человеческого общения.
На базе социальных сетей возникают разного рода офлайновые группы, сообщества, неформальные клубы. Здесь существуют специфические для Интернета социально-психологические механизмы мотивации людей – groundswell и crowdsourcing. Иными словами, социальные медиа – такой человеческий муравейник, в котором чем больше людей собирается в одном месте, тем больше людей стремятся тоже к этому приобщиться.
Это оказывается замечательно эффективным инструментом популяризации психологических и медицинских знаний, столь необходимых для людей. И, соответственно, практическими рекомендациями для всех, кто занят практической психотерапией и психологической помощью является как можно более интенсивное использование в работе социальных медиа. В первую очередь - Facebook, LiveJournal, Twitter.
Координация усилий специалистов, работающих в сфере психотерапии, в интернет-пространстве, и их помощь друг другу в продвижении в Интернете, чтобы все вместе стали более заметными в глазах тех, кому нужна помощь. Популяризация разных форматов социальной психотерапии и практической психологической помощи, особенно в обучающе-развлекательных. Это важно подчеркнуть.
Когда-то в нашу страну пришло понятие «psychoeducation». Я произношу это немного угловато звучащее слово - сайкоэдьюкейшн, потому что у нас нет в русском языке подходящего собственного термина.
Если говорить об этом по-русски, получается громоздко: психологическое самообразование. Иными словами, обучение людей некоторому обязательно необходимому минимуму знаний, который нужен им для решения личных психологических проблем, защиты от стрессов, профилактики психосоматических недугов.
На протяжении более чем 10 лет я являлся горячим сторонником подобного подхода, старался его популяризировать в своих книгах. К сожалению, это оказалось не очень эффективным по одной простой причине: аудитория для такого психологического самообразования, хотя оно и важно для людей, довольно узкая.
Огромное количество людей, которым нужна психологическая помощь, этого не понимает, не осознаёт. Срабатывает психологическая защита, и люди вытесняют имеющиеся у них проблемы. Те же люди, которые серьёзно относятся к вопросам душевного и физического здоровья, они и так внимательным образом эти вопросы изучают.
А для того, чтобы сделать аудиторию более широкой, чтобы возможность помощи распространить на всех людей, которым она потенциально необходима, нужно информацию для них преподносить, как оказывается, в другом виде, в популярном досугово-развлекательном.
Это также общая закономерность психологии интернет-пользователей. Даже сложился определённый термин «edutainment», или «обучение с развлечением» (от еducation – обучение, entertainment – развлечение). Наиболее эффективно прикладная, учебная, научная информация усваивается в Интернете, если она представляется в развлекательном формате.
Пользователи в сети больше хотят развлекаться, чем учиться. Но это означает, что точно также необходимые для массовой психопрофилактики и психогигиены знания из области практической психологии тоже должны представляться в Интернете в популярном развлекательном формате. По аналогии с edutainment, это получается psychotainment, иначе говоря, популяризация психологических знаний интересным языком, с наглядными иллюстрациями.
Так, чтобы было интереснее, особенно для молодёжи, чем какой-нибудь сериал «Школа» или «Интерны». Добиться этого можно не иначе, как нашими с вами собственными, коллективными усилиями, привлекая для этого в помощь не только специалистов – психотерапевтов и психологов, но и других союзников, помощников.
Важно широко использовать помощь волонтёрских групп и общественных организаций, таких очагов здорового и телесно, и психологически образа жизни, в формировании которых я призываю вас всех участвовать в вашей практической работе. Я думаю, что и наши заочные участники также к этому приобщатся.
Источник: Впервые опубликовано в выступлении М.Е.Сандомирского в 2011 г. в разделе "Лекции о здоровом образе жизни" на портал о здоровом образе жизни takzdorovo.ru (Официальный ресурс Министерства здравоохранения Российской Федерации).